ЛЕТАЮЩАЯ ЛОДКА Blohm und Voss BV 238. Германия. 1944 год.

Известнейшая немецкая судоверфь Blohm und Voss, где был построен, пожалуй, самый знаменитый из кораблей Кригсмарине линкор «Бисмарк», в 1937 году полностью взяла под свой контроль управление авиастроительной компании Hamburger Flugzeugwerke GmbH, которая являлась филиалом их дочернего предприятия Abteilung Flugzeugbay der Schiffswerft Blomm und Voss. Первый их проект — разработка пикирующего бомбардировщика Ha 137, не увенчался успехом. Удачными оказались конструкция трехмоторной летающей лодки На 138 для люфтваффе и гигантского шестимоторного гидросамолета На 222 Wiking для Люфтганзы. Оба самолета принятые к производству получили уже другое типовое обозначение — BV 138 и BV 222 соответственно.
В 1940 году технический отдел Имперского Министерства Авиации (RLM Technische АМТ) заказал для Blohm und Voss разработку на базе конструкции BV 138 нового самолета под обозначением BV 238. Он должен был обладать улучшенными характеристиками и предназначался для многих ролей. Основным его назначением было дальнее морское патрулирование, разведка судоходства противника и снабжение подводных лодок в открытом море. Blohm und Voss привлекла для работы лучших сотрудников Hamburger Flugzeugbau, среди которых известнейший аэродинамик и теоретик Др. Ричард Фогт. Коллективы Рейнхольда Мевеса и Ганса Амтмана тоже стали работать над проектом BV 238. После ознакомления с конструктивными требованиями к разработке, было решено отказаться от концепции относительно небольшого самолета BV138 и взять за основу гигантский шестимоторный BV 222. Это был крупнейший летательный аппарат не только для Германии, но и в мировом масштабе. Обводы фюзеляжа больше по форме напоминала океанский лайнер. И поскольку проект был чрезвычайно амбициозным, необходимо было провести обширные исследования.

Уменьшенная копия самолета FGP 227 перед спуском на воду

Для начала была построена и испытана уменьшенная летающая деревянная копия самолета FGP 227, испытанная в чешском исследовательском центре в Летнянах. Гидродинамические испытания проводил военно-морской институт Deusche Schiffsbau-Versuchsanta (DSV).

 

 

 

Крыльевой лонжерон BV 238. Уникальное конструктивное решение позволяло использовать внутреннюю полость трубчатого лонжерона для масла и топлива.

У BV 238 было очень много общих решений с BV 222. Крыло аналогичного вида, имело в плане прямоугольной формы центроплан и трапециевидной формы консоли. Внутри центроплана крыла находились баки для топлива и масла, конструктивное решение которых было уникальным. Практически, на всю толщину профиля, внутри крыла проходил стальной трубчатый лонжерон, внутренняя полость которого делилась на герметичные отсеки, которые представляли собой резервуары для топлива и масла. Соответственно каждый двигатель имел свои топливный и масляный баки. Консольные трапецеидальные части крыла топливных баков не имели. Трубчатый лонжерон на своем протяжении в консолях был уже из дюралюминия и вся конструкция пристыковывалась между собой при помощи болтовых соединений.
Высокий просторный фюзеляж самолета был двухпалубным. В верхней носовой части располагалась кабина пилотов и рабочие места бортовых техников, которые были оснащены приборами контроля работы двигателя и топливных систем. Далее располагались места для отдыха сменного экипажа во время продолжительных полетов. Полностью укомплектованная базовая команда экипажа состояла из 10 человек.
Нижняя палуба с грузовыми дверями и усиленной конструкции пола позволяла транспортировать грузы до 40 тонн или брать на борт до 150 вооруженных солдат. Нижняя часть фюзеляжа имела два основных и восемь небольших вспомогательных реданов, улучшающие взлетно-посадочные гидродинамические характеристики летающей лодки. Так же для этих целей элероны крыла были разрезаны на более короткие и более длинные участки. Более короткие части использовались во время полета при помощи сервомеханики (система Флетнера), более длинные — при влете, посадке и рулении на воде посредством бустерного управления. Управление рулем высоты происходило аналогично. В полете — сервомеханикой, на взлете и посадке — бустерной системой управления, способствующей отклонению рулевых поверхностей на большие углы на тех режимах, когда рулевые поверхности менее эффективны. Так же сервомеханизмом был оснащен руль поворота. Балансировочные крыльевые поплавки были заново спроектированы и теперь в сравнении с BV 222 они только слегка выступали за обводы крыла в убранном положении. Для BV 238 были выбраны шесть двигателей с двухступенчатым турбонаддувом Daimler-Benz

DB 603G (Даймлер Бенц ДБ 603Г) по 1286 kW /1750 л.с., оснащеные винтами фиксированного шага VDM.

BV 238 на стапелях в стадии постойки.

Первый прототип BV 238 V 1 был построен в марте месяце, на основном производстве Blom und Voss в Финкенвердене, а десятого числа уже совершил свой первый взлет с поверхности Эльбы в Гамбурге. Второй прототип изготовлялся на Бременском заводе Wesserflug. Однако, к тому времени Великий Третий рейх уже проигрывал войну и многие авиационные программы были приостановлены в пользу наиболее необходимых к тому времени истребителей. Для такой большой летающей лодки уже не находилось никакого применения. Кроме всего прочего, Германия к тому же испытывала огромный дефицит в топливе и поэтому BV 238 V1 (регистрационный код RO+EZ) был доставлен на озеро Шаалсе к востоку от Гамбурга и в тихой бухточке его пришвартовали к огромному дубу и хорошо замаскировали до лучших времен. Но лучшие времена все не наступали и не наступали. Наконец 24 апреля 1945 года пилоты британских истребителей Hawker Typhoon во время патрулирования обнаружили самолет-гигант и без долгих раздумий расстреляли его. После войны обломки самолета были растасканы местными жителями, но металлические фрагменты можно там найти и сейчас. Совсем до недавнего времени принято было считать, что BV238 V1 уничтожил американский пилот У. Дрю. на своем Мустанге. Но дальнейшие исследования выявили, что американец в составе звена из трех самолетов в это время находился совершенно в другом месте и принял участие в уничтожении шестимоторной французской летающей лодки Potez-CAMS 160 на базе Буг (Дранске) на острове Рюген!

Несмотря на все это, Blohm und Voss продолжала работать над своими проектами, но вскоре все бесславно закончилось в мае 1945 года. Завод Weserflug не успел завершить свои работы над вторым прототипом BV 238 V 2), который должен был соответствовать нулевой серии BV 238A-0.

Носовой отсек снабжался створками для швартовки.

 

BV 238 на швартовке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Взлет BV 138.

 

 

 

 

 

 

 

Основные технические данные:
Размах крыла                                                                                  60,17 м
Длина                                                                                               43,36 м
Высота                                                                                             13,4 м
Площадь крыла                                                                              365,00 кв. м
Вес пустого самолета                                                                     54 780 кг
Взлетный вес                                                                                  95 000 кг
Максимальная скорость                                                                 407 км/час
Максимальная скорость на уровне моря                                      348 км/час
Крейсерская скорость                                                                     315 км/час
Посадочная скорость                                                                     135 км/час
Потолок                                                                                           6 100 м
Максимальная дальность полета                                                 6 490 км

 

На главную

Обновлено: 07.04.2019 — 21:32

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *