Монографии Книги Журналы
Junkers F-13. Пассажирский самолет
Автор: Dale Volkov
Издательство: «Уголок неба»
Год: 2022
Страниц: 51
Файл: pdf в zip-архиве; 51,43 mb. OCR
Язык: Русский
Junkers F-13 — первый самолёт Юнкерса, изначально создававшийся как пассажирский. Недаром историки авиации называют его первым настоящим авиалайнером. Хотя F-13 испытал на себе влияние цельнометаллических военных самолётов профессора Гуго Юнкерса. И прежде всего штурмовика J-10 (CL.I), который в марте 1919 года был приспособлен для перевозки пассажиров. На его базе возник проект J-12 на три пассажира. Разработка началась в декабре 1918-го. Главный конструктор самолета — Отто Ройтер (Otto Reuter). В процессе работ было решено увеличить число мест до 4-х. Это повлекло за собой увеличение размеров фюзеляжа. Заново было спроектировано толстое крыло, что позволило поместить в него топливные баки. В результате размещение полезной нагрузки в фюзеляже стало более рациональным. Самолёт получил новый индекс — J-13, а затем F-13. Одномоторную машину оснастили двигателем Mercedes DIIIa — 159 л.с. Из нескольких вариантов к дальнейшей разработке приняли схему моноплана с низко расположенным крылом и однокилевым оперением. Эта схема стала классической для большинства последующих авиалайнеров. Также как в случае с Vickers Vimi Commercial велись споры насчёт пилотской кабины — делать ли её открытой. В данном случае победу одержали сторонники закрытой. Строительство прототипа «Herta» началось 3 февраля 1919 года. Несмотря на хаос, царивший в Германии из-за вооружённых столкновений различных политических группировок, работа над самолётом шла успешно. Постройка завершилась к 31 мая. Первый полёт состоялся 25 июня 1919 года (пилот Эмиль Монц — Emil Monz). Испытания проходили успешно. Этому способствовала установка более мощного мотора BMW IIIa — 185 л.с. Уже в июле авиалайнер получил сертификат, позволявший использовать его на авиалиниях. В сентябре самолёт установил рекорд высоты – 6 750 метров. Однако не все было гладко. Неудачей закончились переговоры о поставке самолётов авиакомпании DLR. Энергичному Гуго Юнкерсу пришлось договариваться с другими клиентами. Лишние проблемы создали и политики стран-победителей. Через три дня после первого полёта F-13 они продиктовали Германии Версальский договор, который вводил серьёзные ограничения на производство самолётов в Германии как по количеству, так и по типам. Junkers F-13 вписывался в эти ограничения. Вдобавок союзники ввели запрет на экспорт немецких самолётов (вероятно, чтобы добить германскую авиапромышленность)