Яковлев УТ-21 (Я-21) Учебно-тренировочный самолет

Монографии   Книги  Журналы

 

 

 

Яковлев УТ-21 (Я-21) Учебно-тренировочный самолет
Автор: Dale Volkov
Издательство: «Уголок неба»
Год: 2022
Страниц: 19
Файл: pdf в zip-архиве; 33,73 mb. OCR
Язык: Русский
 

В ОКБ А.С.Яковлева спроектировали несколько самолетов с 220-сильным французским мотором «Рено»-6 (лицензионный вариант — МВ-6). Хорошо известны и неоднократно описаны тренировочный бомбардировщик УТ-3 (АИР-17) и его вариант — пассажирский АИР-19. Но помимо них спроектировали двухместный тренировочный разведчик УТ-23 (Я-23, № 23 — 23-й самолет Яковлева) и построили одноместный тренировочный истребитель УТ-21 (Я-21, самолет № 21). В 1938-м УТ-21 упоминается в открытой печати как «самолет для тренировки летчиков-истребителей» (но ни слова о его вооружении) и как «спортивно-тренировочный скоростной (…), самый быстроходный среди советских спортивных самолетов». О том, что спортивное применение действительно предполагалось, говорит письмо начальника 1 ГУ НКОП С.И. Беляйкина с просьбой принять к регистрации «предполагающиеся в ближайшее время полеты летчиков Пионтковского и Гризодубовой на установление рекордов высоты по 1-й категории спортивных самолетов». В то время к 1-й категории относились машины с объемом цилиндров мотора от 6,5 до 9 л, и международный рекорд высоты 5118м был установлен 31 декабря 1937-го Андре Жапи на «Кодроне» С-620 «Симун» с «Рено»-6. Фактически рекордных полетов на УТ-21 не было, да и письмо едва ли было отправлено — его оригинал сохранился лишь в архиве ОКБ. УТ-21 знаменателен как попытка создания легкого самолета для тренировки военных летчиков с применением оружия. Самолет не довели из-за перегрузки ОКБ работой по военным самолетам и неотработанного, не очень удачного двигателя. Но опыт создания УТ-21 наверняка пригодился в 1945-м, когда создали вполне успешный двухместный «учебный истребитель» Як-11 с пулеметом.

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Обновлено: 15.09.2022 — 15:55